Аспекты
© Эзотерика. Т. II. Астрология: Учебный курс. Пер. с нем. — М., 1993.
Под аспектами мы понимаем взаимное расположение планет под определенным углом. Естественно, что планеты могут образовывать аспекты с другими элементами гороскопа, например, с асцендентом, лунными узлами, МС и т.д. Само собой разумеется, что элементы гороскопа между собой образуют аспекты на которые надо обращать внимание при синтезе.
Наименьший угол, который могут образовать планеты, когда на них смотришь с Земли, составляет 0°-10° и называется соединением (или слиянием). При этом возникает впечатление, будто обе планеты стоят рядом, что при измерении по эклиптике или траектории Солнца действительно имеет место. В действительности же положение иное, так как если, например, Марс и Солнце расположены в одном и том же градусе зодиакального круга, они не находятся вместе, а наоборот, пространственно очень удалены друг от друга, что легко понять с помощью рисунка. Это только кажущееся совместное стояние.
Наряду с главными аспектами существуют еще небольшие аспекты, которые мы для полноты знаний перечислим в следующей таблице:
Символ | Расстояние | Термин | Часть круга |
36° (324°) | Децил | 1/10 | |
N | 40° (320°) | Нонагон | 1/9 |
S | 51° (309°) | Септил | 1/7 |
Q | 72° (288°) | Квинтиль | 1/5 |
BS | 103° (257°) | Бисептил | 2/7 |
TД | 108° (252°) | Сесквиквинтил или Тридециль | 3/10 |
ВQ | 144° (216°) | Биквинтил | 2/5 |
TS | 154° (206°) | Трисептил | 3/7 |
(Бисептил и трисептил округлены до полных значений.)
Что касается действия этих аспектов, то их можно оспорить, и не всегда они ощущаются, поэтому в большинстве случаев их можно оставить без внимания. Только когда они бывают точными до градуса, мы должны включить их в наш астрологический синтез. (Примечание: аспект, который позднее становится точным, является не точным, а «плактичным». Мы говорим тогда о возрастающем влиянии или аппликативном аспекте. Если же он раньше был точным, то мы называем его убывающим или сепаративным).
Так как многие маленькие аспекты при угле в 4°-5° друг друга почти перекрывают, то они часто взаимно исключают друг друга.
Орбис
Орбис в переводе с латинского означает круг = окружность и в астрологии используется для обозначения величины угла, в котором планеты (или другие элементы гороскопа) проявляют свое действе (лучше сказать, в котором планеты на что-то указывают). Это становится ясно на примере. Если 12 часов без 5 минут, то мы можем смело сказать что сейчас полдень; это же мы можем сказать, когда часы показывают 12ч. 5 мин. Настоящий полдень однако — точно 12 часов 00 минут. То же самое относится и к расположению планет в астрологии, и здесь важна точность данных. Только тогда, когда аспект точно соответствует данному числу градусов, его можно назвать точным. С увеличением дуги точность уменьшается и вместе с ней действие. Это тот же эффект что и с лучом света: в его центре пучок дает наиболее яркий свет, а с удалением от цента яркость уменьшается.
Величина орбиса у различных аспектов различна (см. таблицу). При соединении его величина равняется приблизительно 10°, у семисекстиля — только 3°. И, как мы уже говорили, маленькие аспекты, например биквинтил, должны быть по возможности точными, не давать угла.
Символ | Расстояние | Специальное выражение | Часть круга | Интервал углов | Примечания |
0° (360°) | соединение | 0/1 | от –5° до +5° | в зависимости от планеты | |
30° (330°) | семисекстиль | 1/12 | от 29° до 31° | гармония | |
45° (315°) | семиквинтиль | 1/8 | от 44° до 46° | дисгармония | |
60° (300°) | секстиль | 1/6 | от 57° до 63° | гармония | |
90° (270°) | квадратура | 1/4 | от 87° до 93° | дисгармония | |
120° (240°) | тригон | 1/3 | от 117° до 123° | гармония | |
135° (225°) | сесквиквадрат | 3/8 | от 134° до 136° | дисгармония | |
150° (210°) | квинкунс | 5/12 | от 149° до 151° | дисгармония | |
180° | оппозиция | 1/2 | от 177° до 183° | дисгармония |
Динамический круг
Естественно, не все равно, на каком расстоянии две или несколько планет воздействуют друг на друга. Иногда это действие гармоничное, тогда говорят о гармоничных аспектах, а иногда действие аспекта может быть не гармоничным, и тогда речь идет о «напряженных» или «негармоничных» аспектах.
Все аспекты можно логически, начиная от соединения, произвести друг от друга, так что получается прямая взаимосвязь. При изучении аспектов мы получаем нечто вроде «химической формулы» для эндогенного приведения в действие проблематичных процессов, однако с уверенностью не можем рассчитать этот эффект. Фактором неуверенности является здесь желание владельца гороскопа познать себя и сила вытекающего отсюда желания дальнейшего совершенствования. Т.е. будет ли натив положительно использовать находящиеся в его распоряжении возможности или не будет на них обращать внимания, можно судить не по одному аспекту. Для определений аспектов существуют определенные условия «если-тогда».
Чтобы понять действие отдельных аспектов, мы должны перевести кажущиеся нам находящимися в состоянии покоя астрологические положения звезд в динамическую реальность. Здесь надо обратить внимание на то, что аспекты, отстоящие от одной точки вправо или влево, имеют разное значение. Хотя уже античная астрология различала очередность вхождения планет, эти указания не нуждаются в методической связи с теорией аспектов. Эти «возвраты» и «стояние перед собой» являются производными от хода планет по зодиакальному кругу. Именно здесь начинается наше современное рассмотрение аспектов, так как мы развиваем скрытую в нем основную мысль дальше и получаем модель для динамики течения жизни. Чтобы лучше понять все в связи, мысленно представим себе зодиакальный круг (зафиксированный на точке весны из-за расчетных соображений) как динамический круг, который имеет каждая значительная сила. Таким образом мы создаем символ действительности, отделенный от сферы выражения и интересов, символ, который распространяется только на формы отношения между различными силами (рис. 4) /Нумерация рисунков такая же, как и в оригинале — Прим. сост./. Каждый планетный символ является таким образом исходным пунктом циркулирующей по кругу системы, где соответствующая сила вступает в отношения с остальными силами. Направление движения согласно логике при этом прямое.
Рис. 4. Динамический круг.
Какие возможности существуют в этой системе? Назовем данную силу А, тогда круговое движение стремится к противоположному пункту А’, откуда оно снова устремляется к А. Мы получаем две дуги, разделенные диаметром круга. Дугу от 0° до 180° называют дугой импульсией (лат. impulsus = побуждение), толчком к тенденции высказывания и введения проблематики, дугу 180°-360° — репульсией, ответным толчком к тенденции противоположного высказывания.
В зависимости от того, относится сила В, С, Д и т.д. в соответствии с положением ее символа к дуге импульсии или репульсии, меняется ее отношение к А. Как мы уже знаем, некоторые виды аспектов проявляются на дуге импульсии (0°-180°, по отношению к А) и от этой точки в обратном направлении по дуге репульсии к А.
У планет, имеющих обратный ход (рис. 5), все происходит наоборот. Так они обегают зодиакальный круг в обратном направлении, импульсия и репульсия меняются местами, мы получаем обратное направление движения.
Рис. 5. Возвратное движение планеты. Так как скорость движения Земли по орбите больше, чем скорость Марса, кажется, что последний по достижении оппозиции движется в обратном направлении со скоростью Vm-Ve.
Выражения «импульсия» и «репульсия», естественно, не обозначают изменения в характере сил. Они в большой степени ограничиваются условиями отношений, так что, напротив, характер соответствующей силы является определяющим для типа высказываний.
В природе вещей, что отношение А:В меняется, как только мы рассматриваем В:А. Заменим А на Сатурн и В на Марс и допустим, что Сатурн:Марс находятся в отношении импульсии. В этом случае импульсия не может означать ту же самую динамику, как если бы в импульсии находились Марс:Сатурн. Последнее отношение означает прилив тех указаний, которые несет с собой сила Сатурна или что выкристаллизовывается в страхи, формальные предрассудки или испытания совести, или сконцентрированный опыт. Этот прилив будет или мешать активному, облеченному в Марс, указанию в его спонтанной целенаправленности или подкреплять его, внося в него поправки и оправдывая, для чего вид аспекта дает отправные точки.
Во всяком случае тут мы коснулись определенной проблематики. Если исходить от Марса, то Сатурн находится в репульсии. В завершение, в зависимости от вида аспекта мы получаем указание: ответные удары реальности, направленные против запальчивости, преувеличения и инстинктивных промахов а также замедленное восприятие ценности опыта и запоздалые угрызения совести; с другой стороны, может быть взят продолжительный курс, базирующийся на уже известных вещах и нормах, из которого вытекает соответствующая благоприятность реальности. Иначе обстоит дело при импульсивном отношении Марс:Сатурн. Импульсия выражает в данном случае более оживленную динамику, благодаря чему спонтанные импульсы попадают на уже испытанное или совестливое. Это проявляется в зависимости от аспекта в стремительности натиска на обстоятельства, традиции и т.д., которые воспринимаются как препятствия и вызывают упрямство; с другой стороны, это указание, что можно направлять положение дел, подхватывать традиции и активно их реализовывать.
С точки зрения Сатурна в этом же случае Марс находится в репульсии. Исходя из вида аспекта мы получаем указание об инстинктивных попытках освободиться от сатурнианской зависимости. Тут проявляются стихийные действия против опыта и совести, и вы попадаете потом в тяжелое положение или активные стремления проверить основательность существующих ценностей опыта, чтобы превратить их из формальных в живые опыты и традиции.
Динамический круг символизирует, несмотря на то, что он представлен как механический образ, только отношение между немеханически воспринимаемыми силами и не является отображением действительного движения — он обозначает исключительно внутреннюю динамизацию их отношения. Воспринятый таким образом, он дает ключ к пониманию отдельных видов аспекта. Отношение вводного градуса к градусу реакции каждого аспекта представляет особый интерес для «терапевтической» оценки, так как в нем заключается отправный пункт любого вопроса и его разрешения.
У отношений есть два крайних состояния, а именно соединения и оппозиции. В первом случае А, находясь в состоянии развития отношения с другими силами, получает возможность двигаться непосредственно вместе с В (или спорить с В), но без того, чтобы это отношение влияло на структуру в целом. Точнее, соединение не означает еще собственно форму отношений, а только более или менее беспромежуточное соединение сил. Определяющим для их оценки является различие характеров обеих сил, прежде всего их отношения внутри элементарного ряда (так Марс в соединении с Сатурном означает соответственно элементарному контрасту группы сил принципиально другое отношение по сравнению с Марсом в соединении с Солнцем).
Другой случай дает оппозиция, причем С стоит в А и этим достигается non plus ultra всех форм отношения, контрастное напряжение сил. Здесь различие характеров обеих сил или большей частью сдерживаемое в соединении дифференциальное напряжение доводится до максимального развития (опять Марс в оппозиции ? и Марс в оппозиции Солнцу имеют основательные различия). Соединение символизирует идентичность, сплав двух сил, в то время как оппозиция выражает полярность, противоположность сил.
При сильном различии характеров в соединении существует склонность к тому, что обе силы в развитии их действий взаимно мешают друг другу, в то время как то же различие в оппозиции разделяет структуру. Оба акта содержат требование включить общий диагноз действия двух параллельно направленных сил А и В или двух противоположно направленных сил А и С.
Рассмотрим случай (при точном соединении), когда знак зодиакальный и дом совпадают, тогда здесь отсутствуют многие мотивы и формы спокойствия кроме той, которая происходит из отношения доминантности планет.
Этот недостаток и одновременно сила «большой однобокости» около Марса у многих планет несколько уменьшается при неточных положениях Марса, если при этом они заходят за границу зодиакального знака или дома.
В другом крайнем случае в оппозиции степень охвата ограничивается противоположным знаком и домом (кроме случаев с переходами при неточных оппозициях). Если дело не доходит до диалектического завершения, то следует только поворот назад каждого вида указания и направления. Целостность сферы чувств и интересов затрагивается в определенной оси, пересекается же она только тогда, когда указанный натив не может справиться с накликанной бедой.
Что касается проблематики сил, то соединение означает вводное состояние, а оппозиция — пиковое состояние. Остальные аспекты выделяются на их фоне как нарастающие (убывающие) формы отношений, которые проникают вовнутрь разнообразия форм покоя и мотивов. При этом мы выделяем группу аспектов, которые совпадают с 12-ступенчатым рядом обеих сфер — трин, квадрат, секстиль, квинконс, — и тех, которые этот ряд нарушают — квинтиль, биквинтиль, семиквинтиль, полуквадрат, в то время как квинкунс подлаживается под нее (разумеется, не постоянно) и, таким образом, занимает особое положение.
При трине В стоит в кругу по отношению к А так, что достаточно одной единственной точки (возникающей, если повторно отложить такое же расстояние), чтобы получить правильную фигуру. Обозначим эту точку С и получим «сквозной тригон».
С точки зрения динамики круга эта наипростейшая картина в плоскости свидетельствует о том, что исходящая из А тенденция равномерно и кратчайшим путем снова возвращается в А, не противореча А. Несмотря на дифференциальное напряжение связанных таким образом сил, это означает для указания силы, обозначенной А, самое несложное и непротиворечивое обратное получение начала после начинавшегося положения. А’ не затрагивает аспектами этой фигуры, поэтому в ней отсутствует напряжение противоречий, которое приводится в действие оппозицией отношением импульсии и репульсии в смысле прямолинейного рывка вперед и назад.
Отношения А:В и С:А содержат в сквозном трине отношения импульсии и репульсии в другом смысле, а именно как вызов и ответ в гармонично (так как оно непротиворечиво и в согласии с симметрией обеих сфер) проведенном отношении целостности. В противовес этому В:С по отношению к А означает отношение, в котором этот прилив-отлив остается неопределенным и в котором нет импульсии и репульсии, чтобы из широты целого подготовить эхо.
В трине содержится другой вид контрнапряжения, нежели в оппозиции, а именно напряжение точки к линии, при котором каждому углу фигуры противостоит сторона; сила, символом которой является А, подхватывает там отношение к размерам соотношения между В и С, что ведет к развитию вступления. По опыту речь идет у тригонов о фигурах которые — хотя и не совсем без напряжения (дифференциальное напряжение) — олицетворяют высшую степень достижимого покоя в движении. Этот покой не является чем-то застывшим, так как в каждой из трех точек представляется взвешенное отношение импульсия — взвешенное состояние — репульсия с иначе распределенными ролями.
Если даны только 2 точки трина, то этот момент органического покоя как проходящее отношение сил выпадает, однако завершающая точка может быть выделена иначе (например, при помощи асцендента), и таким образом можно практически создавать основу.
Если мы будем следить за возрастанием порядковых цифр, то на «4» мы снова придем к четному числу. Уже из вышесказанного вытекает, что это обстоятельство имеет свое значение. В «1», соединении, появляется тема идентичности, недифференциальная связь двух сил в одной и той же точке применения в направлении ее воздействия, причем только проблематика находится в дифференциальном напряжении.
В «3», трине, мы встретились с синтетическим отношением спокойного и равномерного развития, которое идет большим темпом и в точном трине находится в соответствии с основными тригонами. В то время как соединение означает потенциальный синтез, трин символизирует развитой.
В «2» — оппозиция — мы коснулись другой темы развития разделения, обусловленного полярностью. Полярность как таковая, подчеркнутая противоречивым родством зодиакального знака и дома, указывает на изменчивые отношения в целом, однако при этом аспекте целое распадается в определенной оси, и следует аналитическая проблематика, именно сильная нагрузка совокупности-единения.
Если добавляется еще основное противоречие сил — Солнце в оппозиции к Сатурну, тогда на этой оси развивается основная проблема натива превратить ее в наивысшее дифференциальное напряжение. Выраженное кругом целое делится оппозицией наполовину, и отношение сил — если оно рассматривается недиалектически — сводится к «или-или».
Теперь мы должны подвергнуть анализу следующую фигуру, выходящую из четной порядковой цифры.
В квадрате В’ теперь находится в середине между А и А’. Для возникновения правильной фигуры необходимы две завершающие точки из которых одна уже есть А, другая же возникает аналогично В. Вместо А’ берется С, вместо В’ — Д, мы получаем сквозной квадрат, который по отношению к полному трину имеет успокоительное свойство: он содержит в себе две оппозиции. Разделение наполовину аспекта означает одновременно удвоение оси и то, чего касается А в направлении долготы, повторяется зеркально от В в широтном направлении.
Если мы каждую из 4 точек будем рассматривать в своем динамическом круге, то исходя из нее отношение импульсии к репульсии, что касается направления, сосредоточено в оси, противоположной точке, и блокировано поперечной осью, направление которой прерывает направление первой оси, образуя с ней прямой угол. Что касается воздействия каждой указанной силы, это означает преграду для «ставших на пути» других тенденций воздействия. Что следует за осью АС, имеет преграду в том, что следует за осью BD.
Каждый шаг аспекта к близлежащей точке по направлению круга (А:В, В:С и др.) наталкивается — что касается действующей там силы — на тенденцию развития, которая затрагивает проблему преграды и несовместимости, насколько вообще в целом существуют полностью прегражденные пути и несовместимости.
Как следует из опыта, наличие этого аспекта обуславливает наибольшую трудность. Видимо, несовместимого не так легко избежать, оно связывает силу, которая необходима для преодоления отклонений (разногласий) и требует тяжелой работы.
Такое противоположное соединение сил указывает на большое различие в оппозиции, которое в конечном счете частично может быть преодолено спонтанно-вспомогательным «или-или». Здесь должно быть достигнуто объединение в высшей степени различных направлений развития, почему сквозной квадрат не только изображает, как это можно ожидать согласно количественной оценке, повышенную сложность отдельного шага аспекта. Этот отдельный аспект, напротив, часто более сложный, так как выделяющая его делимость скрывает, что видно по полной фигуре: мы имеем здесь ясность перекрещенных направлений осей структуры.
Таким образом, силы включаются в целое поляристически; это означает, что в то время как А и С, а также В и D являются полюсами этих осей в оппозиции, напрашиваются возможности диалектического овладения общей проблематикой. Такая фигура, которую мы здесь обозначаем как натянутый крест, вызывает сильнейшие реакции и может — невзирая на определенные сложные проблемы — именно благодаря их богатству напряжения, быть признаком разносторонне образованного характера.
Эти четыре аспекта с их определенным и сильным своеобразием являются главными аспектами. Если же мы пойдем по цифровому ряду дальше, то «5» — тоже нечетная цифра, которая, как известно, имеет большое значение в органическом мире и смежных науках. Мельчайшие частицы, которые нам на сегодня известны, это — кварки. Протон состоит из 5 этих частиц, и модель их движения представляет собой пятиугольник.
Важнейшим символом магии является пентаграмма, пятиугольник. У человека по традиционному исчислению пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус; есть пять состояний души: живительное, вожделенное, чувствительное, возбуждающее и разумное; на руках у нас пять пальцев; на небе видны пять блуждающих звезд; у природы пять видов: камни, металл, растения, зоофиты и животные, и, наконец, мы имеем пять классов: люди, четвероногие, летающие, плавающие и ползающие животные.
Мы могли бы продолжить это перечисление, однако это вышло бы за рамки нашего материала. Интерес представляет пожалуй еще тот факт, что пятиугольник содержит пропорции золотого сечения (непрерывного деления, согласно которому наименьший отрезок относится к большему как больший к целому), с помощью которых его строят.
Угол в 72° выпадает из 12-рядной системы, и его не надо располагать в структуры сферы интересов и выражений. Согласно опыту, только очень тонко чувствующие и впечатлительные люди могут оценить своеобразие этого аспекта.
В квинтиле «В» относит от А на 1/5 круга, так, что при добавлении трех завершающих точек с одинаковым расстоянием между ними возникает правильная фигура. Шаги аспекта возвращаются при этом назад к А, не касаясь А’. Как и в тригоне, здесь отсутствуют напряжения противоречий точек. И все же напряжение противоречий присутствует, а именно точки к линии. Как и в тригоне, отношение импульсии к репульсии может рассматриваться как отклик и ответ в гармоничном отношении целостности, только выпадет созвучие с 12-рядной системой, и мы получаем отношение вне нормальности. Мы должны также рассматривать С:D в противовес исходящей из А тенденции как положение покоя или взвешенное.
Здесь получается развитие широты точки, которая проявляется из целого как подготовленное эхо.
Прямые отношения А:С и D:А считаются также квинтильным аспектом — биквинтилем. Этот биквинтиль является более, чем только удвоением простого квинтиля. К своеобразию пятиугольника относится то, что при соединении точек через одну, возникает пентаграмма, пятиконечная звезда, сторона ее является основой треугольника с углом биквинтиля. Согласно этому мы имеем двойную фигуру, в которой объединены два вида шагов аспектов, а именно А-В-С-D-Е-А и А-С-Е-В-D-А. Таким образом, здесь получается двойной ритм аналогично двойному смыслу, вытекающему из заключенных друг в друга пятиугольника и пятиконечной звезды; в отношении Е:В мы видим, что взаимное напряжение точки к линии существует дважды, так сказать двойное эхо по отношению к целому.
Отсюда вытекает как противовес к спокойному, большому и однозначному развитию в тригоне неспокойное, дифференцированное и удвоенное развитие тенденций в квинтиле + биквинтиль.
Касаются содержащиеся в этой двойной фигуре аспекты внешне только более короткого эксцесса квинтиля, более далекого биквинтиля, но они с точки зрения внутренней представляют собой два качественно разных отношения, что касается отношения импульсия-репульсия. Это отношение отклика-ответа относится в квинтиле к отзвуку перед преграждающей линией квадрата, в то время как в биквинтиле после нее перешагивает и трин и приближается к кульминации в А’.
Согласно этому синтез квинтиля содержит в большей степени идеальное звучание того, к чему в биквинтиле подходят с точки зрения реальных опытов. В зависимости от положения излучаемой точки по отношению к А получаются различные оценки (подсчеты). Они являются главными моментами оценки этой двойной фигуры, к чьим аспектам относится высокая степень разнообразия.
Появление их порядковых чисел позволяет прежде всего образовать многоугольник и звезду. Правда, пятиугольники нельзя расположить друг рядом с другом и заполнить плоскость как прежние фигуры и последующий шестиугольник; если же мы перейдем трехмерное пространство, то 12 пятиугольников сомкнутся для образования одной из самых красивых правильных фигур — додекаэдра, благодаря чему создается отношение к 12-гранному устройству на более высоком уровне. В нем отражается обоснованное на опыте отношение к творческим процессам вне нормальных порядков, поскольку, как уже было сказано, существуют человеческие предпосылки для оценок тончайших структур в другом измерении. Полностью заполненный планетами пятиугольник встречается редко, в дополнение могут использоваться другие элементы гороскопа.
Далее в порядковом ряду чисел мы доходим до 6 — снова четное число. Каждое удвоение бывшей уже цифры или деление пополам шага аспекта содержит аналитический момент. Этим делением 6 относится к числу 3, из которого получилась самая сильная синтетическая фигура. Кроме шестиугольника здесь можно образовать шестиконечную звезду, которая состоит их двух вложенных друг в друга треугольников. Трин таким образом удвоен и объединяется в правильную фигуру, которая имеет самое сильное отношение к порядку строения обеих сфер. Здесь опять можно увидеть, как символизируется эта «пара», эмпирически же полученному аспекту соответствуют непринужденные совпадения выражения и интересов.
И, наконец, в шестиугольнике содержится и осевая схема оппозиции, а именно в том виде, что три такие оси стоят в одинаковой пропорции по отношению друг к другу. Таким образом, мы имеем разносторонне освещенный принцип построения, соединяющий в себе аналитические и синтетические моменты — кроме прочего и картину равновесия целого.
Значение шестиугольника в неорганической природе (снежный кристалл) и в химии общеизвестно, как и применение его свойства заполнения плоскости с экономией пространства и материала (пчелиные соты, строительство сводов), поэтому мы не будем касаться этого подробно.
У секстиля прямая А-В (сторона шестиугольника) равна длине радиуса. Заданный таким образом простой способ конструкции фигуры мы символически можем сравнить с основными свойствами этого аспекта: «шаг» аспекта содержит меру измерения события (окружность с динамической точки зрения). В такой степени этот аспект надо рассматривать как отношение сил, при котором вызванная тенденция приспосабливается к «радиусу действия». Гармония секстиля заключается, несмотря на присущую ей напряженность, в том, что средства и силы будут применяться в прямой зависимости от замысла.
Для завершения этой правильной фигуры необходимы 6 таких шагов аспекта, из которых 3 находятся в дуге импульсии (от А), и 3 — в дуге репульсии (от А’). В этом процессе с одной стороны разделение целого, с другой стороны — объединение каждой половины посредством синтетического числа 3. Отношение импульсии к репульсии, которое в оппозиции выглядит как толчок вперед-назад, здесь является отношением гармонично разделенных дуг.
В отличие от «тройного шага» тригона (олицетворяющего в общем синтез отношений целостности), символизирует этот «шаг» секстиль, синтез исходной точки и противоположной точки. Он подводит к кульминации или уводит от нее, но не переступает через нее. Поэтому в отношении проблематики целого мы можем говорить только о «половинных синтезах». Они ограничиваются предпосылками к решению той проблемы, которая выражается в примыкающих аспектах. Секстиль выполняет здесь функцию помощи и содействия; он играет одновременно и роль секунданта, в то время как функция тригона идет на пользу общему составлению (сочинению).
Встройка секстиля в систему аспекта очень важна. Если вся шестиугольная фигура занята планетами, то выступают (при условии точности) А-С и Е-А как и А-D, так что секстилю остаются только А-В и F-А. Самостоятельность «сквозного секстиля» отсутствует.
Собственно секстиль уменьшается до тех отношений, которые останавливаются на расстоянии 2/3 окружности от критической точки, квадрат. Гармония секстиля едва ли подвержена пробной нагрузке, символизируемой квадратом, на преодолимость которой указывает тригон (только трехмерно: 6 сторон куба, основной поверхностью является квадрат).
В последующем в порядковом ряду цифр «7» выпадает как иррациональное делимое.
«8» дает нам деленный пополам квадрат, и мы проводим анализ на 45° дальше, причем нарушаем действующий в обоих сферах порядок 12 ступеней. Характер этого слабого аспекта соответственно обозначается как «разрыв в системе». От других прилегающих аспектов зависит, имеет ли этот разрыв тенденцию к расширению или смыканию.
Очень редко появляющийся полный восьмиугольник (который мы можем создать с помощью других элементов гороскопа) содержит удвоенный осевой крест, внутреннюю тему квадрата (трехмерное отношение 8 углов куба). Полное заполнение указывает на вызов дифференциальной энергии и связанной с ней твердости. Чем полнее проявляется восьмиугольник, тем яснее чувствуется проблематика (с помощью оппозиции и квадрата), в то время как простому семиквинтилю А-В этой ясности проблематики, как правило, не достает и переживается только тупое недовольство.
Охватывающий три таких шага шаг А-D обходит через квадрат точку С и попадает в середину между ней и точкой оппозиции, Е. В этом тройном объединении заключается слабый синтез отклоняющихся составных частей. Сторону восьмиконечной звезды (ее нет на нашем рисунке), сесквиквадрат, символизировало бы двусмысленное завершение, в то время как голое соединение, квадрат и семиквинтиль, потеряло бы характер самостоятельного аспекта. Последнее согласно опыту более всего соответствует реальности, которая встречается.
Только слабая сила воздействия семисекстиля может способствовать тому, что собирается или накапливается сумма маленьких нерешенных конфликтов (и «упущенных возможностей»), которую потом трудно преодолеть. Связанный с ним внутренне, более напряженный в спонтанных указаниях сесквиквадрат содержит, по опыту, появление «ударов по затылку» из суммированных упущений, почему его обычно также скрытая проблематика при случае ощущается с удароподобной ясностью и более всего — с последствиями.
С точки А имеется сесквиквадрат импульсии и репульсии. Если мы соединим эти точки аспекта D и F (друг с другом в квадрате), то в их соединении уничтожается отношение импульсии и репульсии, но не считается «эхо из целого» как в синтетических аспектах, а согласно квадрату означает для силы А тяжело преодолимую преграду. Подобная фигура — с выделенными точками А, D и F — может время от времени давать кажущийся синтез, выпадает однако рано или поздно диссонансными результатами из соотношения D-F возникают отдельные кризы, обломы и следующие друг за другом катастрофы. Если нативу дан определенный уровень, то сесквиквадрату соответствуют смелые конструкции, которые предотвращают негативные воздействия.
Продолжение нечетного ряда дает нам очень слабый (хотя и синтетический), возникший из «9» нонагон (объединения 2/9=80°, 4/9=160°). Как в квадрате содержится первое четное возведенное в степень, так в девятиугольнике содержится первое нечетное число, возведенное в степень 3, в образе трехкратного тригона, так что отдельный «шаг» составляет 1/3 тригона. Этот аспект тоже применяется только при точности и у очень чувствительных людей.
То же самое относится к смешанному типу дециля, стороне десятиугольника. Как удвоенное число 5-10 — имеет аналитический момент (все время относящийся к синтетическому квинтилю), такой же заключается в том, что пятый «шаг» аспекта попадает в точку А. С другой стороны, десятиугольник конструируется из золотого сечения, что характеризует его главным образом все же синтетический характер. Важнее, чем простой децил (36°), является тридецил (108°), что соответствует стороне десятиугольной звезды. И здесь пятый шаг аспекта попадет на А, из чего появляется характер аспекта, который относится к квинтилю как секстиль относится к тригону.
11 как иррациональное неделимое выпадет.
Числом 12 мы достигаем, наконец, меры построения обеих сфер и в слабом семисекстиле аспект, который только относится к конкорданцу в отношении этого порядка.
Воспринимаемый как деленный пополам секстиль содержит семисекстиль, дальнейшее развитие находящегося в нем аналитического момента, воспринимаемый как треть квадрата, он рождает синтетическое разделение внутри этого тяжелого соотношения напряжений. Оба момента нейтрализуются, и динамизированная ценность отдельного «шага» аспекта является по сравнению с проблематикой целого — незначительной. Он выполняет в большой степени роль вспомогательного и связующего аспекта и создает переходы и нюансы.
Большую значимость он может получить при встроении в структуру аспекта, тогда «шагом» А-В тригон К-В и квадрат А-D, а также секстиль В-D будут соединены друг с другом посредством также оппозиции К-D. В этом случае посредством появления семисекстиля создается связанная сеть разнообразных отношений, благодаря чему на пользу аналитическим напряжениям идет то, чего добиваются синтетические аспекты — решения, и наоборот, им ставятся задачи. Встроенный таким образом семисекстиль может приобрести ценность как «связующее единой системы», что далеко превосходит его значимость как отдельного аспекта.
В полном 12-угольнике кроме А-В и М-А как самостоятельные аспекты содержатся еще «шаги» А-F и Н-А. Этот шаг аспекта в 150°, называемый квинконс, образует завершающий аспект к семисекстилю (в довершение до полукруга, 180°), чей перевернутый знак, квинкунс, служит его обозначением. Позиция в середине между главными аспектами тригона и оппозиции придает также слабому квинкунсу своеобразный характер: сильнейший синтез перейден, сильнейший анализ не достигнут. Это «ни-ни» представляется, согласно опыту, как постоянное возбуждение без достижения полного удовлетворения (проблема Тантала). Ни возможность остановки в достигнутом состоянии, ни решительное представление к дискуссии своих основ не являются выражением этого аспекта. Это аспект промежуточных ситуаций, и он получат наброску перспектив и ожиданий, в связи с чем является источником для получения фактов и знания, чтобы достичь желаемого.
Так же как семисекстиль, квинкунс добивается нюансирования, но не в смысле создания связей и перехода между имеющимися, а выделения из него (аспект тоски). Снова значение имеет встраивание в систему аспекта. Аспект создает отношение между двумя главными аспектами — как то квинконс А-F, который ставит в связь тригон F-К и квадрат А-D, он может вызвать дифференциацию отношения между отдельными проблемами, которые там обозначены.
Если он, напротив, не примыкает к системе аспекта, то он обозначает часто «тупик пробужденных иллюзий», а также превращение их в безнадежность и бесцельность (естественно, и то, и другое приписывается уровню натива, а не аспекту!).
Фигура возникает сама по себе, когда удвоенный квинкунс, исходя из А и впадая в А’, соединяется посредством секстиля F-H. В то время, как в более сильном секстиле отношение импульсии к репульсии синтетически взаимно уничтожается, квинконс теряет характер неудовлетворенного поиска и приближается к затруднительному гармоничному состоянию покоя, который оставляет подтасованное во «взвешенном состоянии». Механизмы проявления зависят здесь более чем у главных аспектов от внутренней организации и уровня соответствующего натива.
Если это 12-ступенчатое устройство дальнейшим делением превратить в 24-угольник, то возникает правильная фигура с аспектами в 15°, где наряду со всеми аспектами 12-угольника содержатся уже представленные семиквинтиль и сесквиквадрат.
Как новые выделяются 15°, 75°, 105°, и 165°.
Все они имеют относительно тревожный характер. Обратите внимание на переход от квинтиля к 75°, который проявляется очень слабо и принимается во внимание только при точности.
Выделим здесь только особенное своеобразие аспекта — 165°, который характеризуется как точный, разделяющий «шаг» и при прочих аналогичных признаках оценивается как способствующий разлукам, душевным «ампутациям» и т.д.
Все аспекты этого порядка являются подтверждением тех тенденций, которые указаны в нормальных аспектах.
Подсчет аспектов
Даже если проблематика душевных напряжений и их решение в нашей астрологической практике будет нас снова и снова занимать, то не следует ожидать, что мы найдем дифференцированные психологические понятия, запечатленные в разнообразные формы и т.д. Мы никогда не подойдем к вызвавшим ее причинам, а именно отношениям между составляющими силами души. И от устоявшихся образцов поведения должна отказаться наша теория. Она предполагает все это как содержащееся в других элементах, вторгается в непосредственное жизненное происхождение проблематики и постигает индивидуальность как динамическую, направленную на окружающую среду систему. В то время как она вырабатывает типичные подходы, которые ведут к богатым событиями осложнениям, она ставит нас в положения, обязывающие понимать связно задачи самовоплощения, а также — как только появляется временное развитие аспекта — индивидуальный жизненный путь и его драматургию.
Что касается объема, то спектр рассмотрения простирается от архаичных содержаний подсознания до конечных последствий сознательного столкновения с окружающей средой и охватывает все происходящее в психологически-физиологической взаимности относительности. Система аспектов являет собой важнейший и специфический инструмент астрологической диагностики.
Обобщая, надо сказать, что согласно этому существует эндогенная скрытая проблематика человека еще до того, как к нему поступают возбуждающие механизмы. Внешние причины личности или предмета, при которых становится актуальным, что здесь и скрыто готовое к проявлению, относятся к таким причинам события, которые невозможно перенести в индивидуальную структуру развития — т.е., в первую очередь, социальные процессы и отношения, а также явления природы. По объему сюда включен весь воздействующий мир.
Точнее, это не являлось бы проблемами, скорее это технические мыслительные задачи. Причинные ходы происходят просто и не требуют внутренне определенного направления в отношении к переживающему человеку, к тому отношению, из которого безразличное дело станет «моей кровной проблемой». При ближайшем рассмотрении оказывается все же ее кажущаяся случайность: частично речь идет о процессах, которые по необходимости связаны с намеченной линией развития, с другой стороны — простор свободы — мы вовлекаем неопределенно случайное в эту линию и переживаем это. Здесь начинается исследование эмпирических случаев.
Мы наблюдаем, как эндогенные проблемы облачаются в экзогенные, причем соответствия управляются — согласно уровню — первоначально или внешне.
Из вышесказанного ясно, что под понятием «уровень» подразумевается не интеллектуальный, абстрактно этический или эстетический уровень, а степень, вершину которой лучше всего можно описать так: быть «постоянно приспособленной к событиям на вершине своей врожденной проблематики».
Речь идет здесь о решении существенных проблем самовоплощения, включая отражение ударов судьбы. Если кто-то пережил войну с ампутированной ногой, потерю любимых людей, а также своего имущества и несмотря на это не сломался, а снова нашел смысл в жизни, то этот уровень нельзя измерить подсчетом средств.
Характерно, что нашу проблематику мы узнаем больше по типичным повторениям, которые надо видеть независимо от их предметного облачения. Элементарно все же и по звуку судьбы «относится ко мне» иногда переживают первое вступление темы. Так, например, существует тенденция «несчастной любви a priori», когда еще вообще не была предпринята попытка контакта с противоположным полом. Такое установочное ожидание-разочарование притягивает при благоприятных внешних условиях соответствующее событие, если уже заранее не отказались и пошли по пути сублимации. Оказывающие помощь — ослабляющие напряжение аспекты могут здесь наметить цели, которые проведут мимо рифов полового созревания, и разочарование и проблемы не проявятся. Похоже обстоит дело со всеми «невралгическими точками» основной системы, где они находятся.
Искусству жизни с врожденными диссонансами надо в любом случае учиться. По сравнению с ребенком или подростком взрослый находится обычно в относительно выровненном напряжении. С помощью приспособления и подражания он приобрел определенный опыт, как справляться со своим напряжением. Все же ни в каком виде облачений и изменений направления на кажущиеся приспособленными к этому объекты не восходят удовлетворительно все начинания.
У каждого человека напряженное, продвигающее вперед и с появлением конфликтов пробуждающее решающие силы расположено иначе. Скрыто сохраняя свое беспокойство и очень возбуждаясь необычными происшествиями и радикальным изменением жизненных условий, оно ставит под вопрос приобретенное искусство жить. Окружающая среда участвует в этом образовании конфликта и часто посредством расхождения с другими напряжениями привносит или усиливает их там, где имеются лишь слабые начинания.
Существуют совсем «гармоничные» установки, которые во время перераспределения всех ценностей, кризисов и переломов заводят их владельца в тупик, в то время как индивид с «диссонансными» установками при известных условиях лучше справляется с позывами своей эпохи.
Прежде всего отдельный человек, которого мы встречаем и с которым мы связываем свою жизнь, т.е. наш партнер, волей-неволей участвует в нашем «бюджете» напряжения. Так как мы, как бы ни были мы различны, как космотип починены одному и тому же основному мерилу, то аспекты «от человека к человеку» учитываются как данная природой основа отношений. Эта создающая проблемы противоположность живущих вместе отдельных людей представляется при наложении натальных карт, когда оцениваются только образования аспектов от индивида к индивиду.
И здесь (так же как у отдельного индивида) односторонняя гармония не является гарантией «счастья». Что не стоит по отношению друг к другу в аспекте, т.е. разнится только в форме безразличия, означает скорее конец отношения, чем при сильных диссонансах. Без определенной, органично переработанной меры анализа у каждого вида синтеза будет отсутствовать собственно жизненный нерв. Но существуют привычки «конфликта ради конфликта», бегство из спокойного состояния перед своими задачами в напряженное беспокойство драматизированных саморазочарований. Ни «гармоничное», ни «дисгармоничное» свойство не отнимает у нас в конце концов решение о нас.
Отдельные аспекты
Здесь мы займемся подробно значением отдельных аспектов. При их рассмотрении мы ни в коем случае не должны упускать из виду высший принцип астрологической трактовки:
Ни одного отдельного указания без взаимосвязи с целым!
Учитывая проблемы, динамизм которых проявляется в мире изменяемого, это целое имеет характер структуры становления. Ее неспокойствие происходит от неизменяемых компонентов, для структуры бытия которых существует развитие в замене их соответствий. Описанные отдельные формы аспектов указывают в своих возможностях общего построения в систему аспектов на учение, которое мы, так же как и изменения посредством вида сил, форм стиля и мотивов, рассматриваем как теорию соединений. Основные черты содержатся уже в построении элементов, так что знание их является основой для трактовки аспектов.
Соединение. 0°-360°
Если мы воспримем формы проблем как ступени, которые ведут к кульминации, где возникает необходимость поворота назад, то еще не развившееся отношение двух основ (стояние рядом) влечет за собой своеобразную ситуацию. При полностью точном соединении отсутствует рычаг для возникновения настоящей проблемы. Поэтому еще долго не возникают «непроблематичные натуры» в смысле этого слова.
Равноправные силы суммируются, усиливаются и поддерживают друг друга, если они уживчивы друг с другом и имеют тенденцию к слиянию и идентичности, в то время как элементарные различности могут нейтрализовать, мешать друг другу или переигрывать.
На практике, например, соединение лучистого и огненного Солнца, как символа жизненной силы распространения и выполнения, с Сатурном, символом ограничения, холода и сопротивления не дает очень благоприятного действия аспекта. Обе планеты являются антагонистами, это означает, что их действия пересекаются и по возможности взаимно уничтожаются. Солнечная сила здесь упорно задерживается Сатурном (это, конечно, очень поверхностная трактовка этого соединения, поэтому надо оценивать еще взаимное расположение домов и нахождения в знаках обеих планет наряду со всеми другими аспектами, которые попадают на расположение этих планет).
При соединении указанный обладатель гороскопа должен сам предпринять шаги, ведущие к ясному пониманию стоящих рядом установок, если только относящиеся сюда силы не запутают тесным взаимодействием. Решающим является здесь дифференциальное напряжение. Существуют скопления, в которых половина сил связана таким образом и находится в прямой связи друг с другом. Мы не можем это положение просто трактовать как «объединенную силу» (как в случаях связывания принадлежащего друг другу при «большей односторонности»), а должны в большей степени исследовать, как воспользоваться различиями темпа и функций в подобном соединении. Эти объединения представляют собой прежде всего «компактные возможности» которым, как правило, соответствует не пересмотр адекватных способностей, а чаще накопленная потенция или — в наивной форме — подход к расцвету или гибели. При внутренней нагрузке может получиться односторонний перевес, который надо выровнять.
Свободнее, чем в таком состоянии — динамизация далеко отстоящих цепочек пластических соединений. Здесь положение оценивается согласно движению по кругу. Мы исследуем, какая из сил идет впереди по этому направлению, чтобы задержать репульсивный натиск других, и какая — последняя — вызывает импульсию в подобной цепной реакции.
Соединение заносится в гороскоп в форме маленькой дуги.
Оппозиция. 180°
Понятие оппозиция происходит от лат. «oppositio» и означает противоположность. Именно в этом смысле мы и понимаем действие этого аспекта, хотя в астрологии выражения «раздвоенность» и «внутреннее противоречие» приравниваются к оппозиции. Так как они все же по отношению к установкам выражают слишком общее и неточное значение, то мы ограничимся здесь случаями полярно-противоположно расположенных компонентов, из которых один обуславливает другой и обосновывает до полного проявления, но не отменяет.
Напряженность натива с таким образованием аспекта имеет тенденцию к тому, чтобы быстро довести возникнувшие на определенной оси конфликты к кульминации, к альтернативному обострению, где либо грозит распад при однобоком склонении к одной и против другой стороны, либо реализуется «coincidentia oppositorum» в той форме, при которой возбуждается противоположное и дополняет себя, проявляясь во взаимодействии.
Возможности, таким образом, следующие: устремление противоположное и разделение или полярное завершение (последнее требует выработки сглаживающих точек зрения).
Логично, что врожденные оппозиции с присущими им исключительными жизненными порывами для творческих людей могут быть большим плюсом, потому что движущее их вперед беспокойство заставляет их не почивать на лаврах. Таким образом этот аспект мы безоговорочно можем назвать «диссонантным». Из столкновения условий и форм бытия возникает интенсивность, и подавленное мстит подсознательной мешающей деятельностью, ведет к проявлениям чрезмерной раздраженности и через это к разрыву сплоченности в наиболее слабых точках.
Наличие нескольких оппозиций в натальной карте дает контрапунктно построенную систему, требующую сильного жизненного ритма с неожиданными перемещениями равновесия. По этой причине вряд ли мы найдем среди таких нативов мирного, удобного гражданина.
Понятно, что при этом аспекте очень многое зависит от того, какие планеты стоят друг против друга. Однако даже две так гармонично и счастливо действующие планеты как Юпитер и Венера, когда они находятся в оппозиции, могут указывать на очень неприятные свойства характера, такие как тщеславие, самомнение, склонность к расточительству и др. Аспект оппозиции располагает к разногласиям и борьбе с окружением, и в случае, когда в оппозиции находятся Марс и Сатурн, могут возникнуть большие кризисы в судьбе, угрозы жизни, сильные испытания. Однако только индивидуальный гороскоп позволяет распознать, проявится эта тенденция кризиса, будет ли он преодолен или человек, рожденный под таким аспектом, спровоцирует это внутреннее напряжение во внешнюю судьбу (т.е. вызовет сам).
В гороскопе линия оппозиции обозначается сплошной чертой.
Тригон. 120°-240°
С точки зрения астрологии тригон образует самое благоприятное расстояние между двумя планетами. Здесь широко и раскованно проявляется синтез, так как нет препятствий дифференциальному напряжению сил, их не подгоняют к кульминации. Их взаимопроникающее отношение делает возможным без принуждения положительное, продуктивное и мощное развитие направленности сил. Тенденция к органическому единству противостоит распаду на бессвязные отдельные интересы и привязывает многосторонность к целому.
Мы видим здесь упорядоченные совместные усилия отдельных компонентов, не указывающих на тенденцию выйти за их пределы и которые экспансивны только в связи. Рожденным с многочисленными тригонами поэтому иногда не хватает активности и внешней пробивной силы. Несмотря на это они могут обладать ярко выраженной творческой силой, сильной интуицией и вдохновением.
Во внешнем течении судьбы тригон символизирует все распадающееся. Человеку здесь надо меньше напрягаться и заботиться, так как все, на что указывает распределение домов, знаков и планет, имеет тенденцию дарения.
Поэтому с одной стороны возникает определенная зависимость от оживленных побуждений или душевной стагнации окружающего мира. В относительно легком успехе заключается далее опасность самопереоценки, так как доставшееся без особых напряжений причисляется к собственным заслугам. Ослабление внутреннего импульса может быть также следствием, если благосклонная среда освобождает от тягот борьбы за существование.
Кроме гармоничных и малонапряженных проявлений, могут быть враждебные и противодействующие — когда тригон образуют планеты, являющиеся по своей сути антагонистичными. Положительное влияние аспекта тригона может проявиться здесь не так ясно, как при аспекте «известности» — между Юпитером и Солнцем, когда эти планеты образуют тригон. Это действительно дало бы дарующее, дающее и случайное значение именно в тех областях жизни, на которые указывают нахождение планет в домах и знаках.
Специалист-астролог, имеющий долголетний опыт, знает, что планеты, находясь в неблагоприятных знаках или домах и в тригоне, далеко не всегда проявляют себя «дарящими», дающими и облегчающими как свойственно этому аспекту. Как и во всех случаях и здесь отдельный аспект не является решающим, нужно принимать во внимание весь гороскоп.
Тригон в гороскопах обозначается прерывистой линией.
Квадрат. 90°-270°
Это аспект, объединяющий в себе две половинные оппозиции, очень сложный и негармоничный, почему в старой классической астрологии он получил название «угла огорчений». И не без оснований, потому что он действительно вызывает многие неприятности и ограничения в судьбе, а также материальную борьбу. Практически он проявляется как препятствие, сопротивление и столкновение. Правда, он действует активнее и воинствующе, нежели оппозиция, так как поступающие извне раздражители возбуждают человека, но желание сталкивается с сопротивлением и ведет к еще большему напряжению.
Вызываемое квадратом обоюдное блокирование сил может указывать на разрушительный или сдерживающий характер (в зависимости от связанных сил), но несмотря на это конфликт не доводится до кульминации. «Накатывается» только блок проблем, причем существует опасность, что он, если решение их не было полным и основательным, снова «раскатывается», и возникает снова проблематика упущенных точек. При всех формах проблем надо достигать единовременных разрешений (улаживаний), так как все новые вызовы требуют преодоления.
Жесткой напряженности соответствует при этом сила обусловленных событиями потрясений, а также решительная важность отказа от задачи, вязкому темпу — изнуряющее действие до тех пор, пока не иссякнут силы или они были неправильно применены, а также стагнация и резигнация, если зашли в тупик.
Этот аспект требует от натива не быстрых успехов, а тяжелой основательной работы. При этом условии подобная система установок объединяет силы на преодоление соответствующих проблем и ведет к постепенному подъему уровня, помогает учиться на неудачах и пробиваться через трудности.
Этот аспект мы обозначаем в гороскопе сплошной линией.
Секстиль. 60°-300°
Действие секстиля менее положительное чем тригона, однако ведет к общему улучшению, если в наличии есть еще другие плохие аспекты. Он уменьшает остроту конфликтных напряжений и позволяет дифференциальному напряжению связанных сил (и вообще всему противоположному в своем дифференцировании) относительно легко соединяться и выравниваться. Действие секстиля не является ошеломляющим, поразительным и решающим, но способствует гармоническому устремлению в системе, а также сохранению данных систем формирования.
Секстиль между Меркурием и Венерой или Меркурием и главными планетами Солнцем и Луной действует исключительно положительно, так как обнаруживает интеллектуальное содержание.
При необходимости секстиль обозначается в гороскопе прерывистой линией.
Семиквинтиль. 45°-315°.
Сесквиквадрат. 135°-225°
Как семиквинтиль, так и сесквиквадрат указывают на разрыв в системе, который в противовес сильным диссонансам обычно почти незаметен, и все же он как бы культивируется и усиливается от недостатка напряжений как досады, так и поиска неохоты («принцесса на горошине»). Опасность этих аспектов заключается в том, что их легко пропускают, а не в прямом их действии.
Семиквинтиль является аспектом застревания проблем в области неприятного, больше притупленного чувствуемого, реально слабым в поведении выступающих конфликтов. Из этого вытекают маленькие упущения и неисполнения, последствия которых в один прекрасный день сгущаются, а также дают о себе знать пропущенные неудачи и покрытая ложь. Завершающий аспект, сесквиквадрат, как правило, тоже мало ощутим.
Если дело доходит до диссонансных проявлений (которые, ввиду того, что на причины не обращается внимание, часто наступают спонтанно), то внезапно с большей ясностью становится очевидным то, что ранее существовало скрыто. Поэтому эти аспекты мы можем метко назвать «аспектами пощечин». Удары, которых невозможно избежать, ощущаются большей частью в местах излома уклоняющегося синтеза, поэтому необходима особая бдительность, чтобы вовремя обнаружить начальные проявления этой проблематики и выровнять пути. Подготовленную ответную тенденцию мы найдем в мнимых представлениях и вспомогательных конструкциях, которые помогают преодолеть пропасть (перед ее разрывом).
Оба аспекта обозначаются прерывистой линией.
Семисекстиль. 30°-330°.
Квинкунс. 150°-210°
В дальнейшем ослаблении синтеза следует семисекстиль, соединительный аспект без собственного значения. Он создает касание и не подвергает сомнению ничего существующего, почему он так пригоден для соединения разного, нюансирования и ослабления дифференций.
Заключающий его «аспект Тантала» квинкунс содержит, напротив, возврат к постоянно открытому вопросу, но без силы и определенности поставить дело на обсуждение. Он почти индифферентен по отношению к содержаниям, именно только «беспредметное» созерцание. Имеются в наличии творческие потенции, именно это ведет к субтильному «раздражению зародыша», чтобы через исчерпание данного сделать выводы. Недостаток творческой фантазии дает в итоге опасность неопределенного состояния неудовлетворенности, от которого снова и снова удовлетворяются цели. Мы находим здесь состояние расслабленности, как после предшествующего перевозбуждения, хотя одновременно движущее вперед беспокойство является действенным.
Другими симптомами это аспекта являются «приблизительные заключения», которые не выносливы, «прохождение мимо друг друга», отсутствие цели или ее достижение, когда внутренне это уже устарело, с другой стороны — положительно оцениваемое игнорирование реальности, что является предпосылкой для выравнивания полученных ударов судьбы.
При остром уме оборона окончательных положений представляет собой некий вид отдачи, чтобы оставаться открытым для основных проблем бытия.
Эти аспекты мы изображаем в виде пунктирной линии.
Квинтиль. 72°-288°.
Биквинтиль. 144°-216°
Исходя из нормальной действительности, мы сталкиваемся при рассмотрении этих аспектов с трудновыражаемыми промежуточными ситуациями, которые во временном понятии выражаются как «уже не» и «еще не». Негативное в этот момент может устраниться, в творениях, которые, выступая из этих норм, изображают необычное, но само по себе имеющее хорошие пропорции. В этом процессе решающим фактором является не упрямая мания нововведений, а открытие естественной основной меры, которая будет открыта в поражающем соединении и положительно оценена.
Мы имеем здесь поле действия способности системы установки квинтиля, которое у человека средних способностей выражается «косо расположенным» и более-менее безобидно. Лежащее в основе этого постоянное разделение, в котором по требованию Платона «неравное соединяется в целое и из этого целого воспринимает свою меру», остается невидимым без появления гениальной искры.
Эти аспекты в нашем гороскопе изображаются прерывистой линией.